Ещё больше информации о требованиях к проведению и подготовке уроков внеклассного чтения, а также много другой полезной информации вы можете найти здесь
Блог Завадской Людмилы Михайловны
Внеклассное чтение на уроках русской литературы
пятница, 15 февраля 2019 г.
Составной частью учебного предмета «Русская литература» является внеклассное чтение. Внеклассное чтение на I ступени общего среднего образования является обязательной частью подготовки к самостоятельной читательской деятельности.
Цель внеклассного чтения - познакомить учащихся с книгами из доступного им круга чтения; сформировать интерес к книгам, желание и умение их выбирать и читать; научить работать с книгой.
Программа предусматривает знакомство с детскими книгами русских и зарубежных писателей, детскими периодическими изданиями (газетами, журналами), научно-художественной и научно-познавательной литературой, детской справочной литературой (книги-справочники, детские энциклопедии, словари). Учащиеся овладевают знаниями об элементах книги, которые позволяют читателю ориентироваться в любой книге и группе книг (заглавие, фамилия автора, иллюстрации, содержание или оглавление, предисловие или введение, послесловие об авторе), о средствах ориентации в мире книг (книжная выставка, плакат, рекомендательный список, рекомендательный указатель, картотека, электронный каталог), газетах и журналах как периодических изданиях; культуре и гигиене чтения. Учащиеся приобретают умения самостоятельно выбирать книги по предложенной теме, пользоваться ориентировочным аппаратом книги, видами библиотечно-библиографической помощи (с привлечением библиотекаря).
Основной формой работы с детской книгой являются уроки внеклассного чтения и самостоятельное домашнее чтение.
Для успешной самостоятельной работы с книгой необходимо, начиная со II класса, научить учащихся пользоваться сначала классной, а затем библиотекой учреждения образования или районной детской библиотекой, где книги расставлены по авторской принадлежности, где имеются тематические и авторские книжные выставки, которыми учащиеся могут пользоваться при подготовке к урокам внеклассного чтения.
Формирование самостоятельной читательской деятельности осуществляется посредством включения учащихся в различные виды деятельности.
Учащиеся учатся:
- выбирать книги на определенную тему, пользуясь видами библиотечно-библиографической помощи: книжной выставкой, рекомендательным списком, открытым доступом к книжным полкам (самостоятельно и с помощью библиотекаря);
- ориентироваться в книгах одного автора или книгах разных авторов с учетом следующих показателей: фамилия автора, заглавие, иллюстрация на обложке и в книге, титульный лист, содержание, предисловие или введение, послесловие, аннотация (если они имеются);
- воспроизводить содержание самостоятельно прочитанной книги, выражать оценочные суждения о поведении и поступках героев, определять личностное отношение к событиям, поступкам, героям;
- работать с детской справочной литературой (книгой-справочником, детской энциклопедией, толковым словарем) в читальном зале библиотеки, дома;
- рассматривать и читать детские журналы и газеты с помощью просмотрового чтения в читальном зале библиотеки.
Учащиеся знакомятся с правилами работы в читальном зале библиотеки.
Овладевают терминами титульный лист, предисловие или введение, послесловие об авторе, оглавление, номер журнала, год издания журнала, экземпляр.
Учащиеся учатся:
- находить в библиотеке книги по заданной теме, пользуясь рекомендательными указателями, тематическими книжными выставками или открытым доступом к книжным полкам;
- выбирать книгу в соответствии с поставленной целью;
- самостоятельно знакомиться с книгой по ее внешним показателям (фамилия автора, заглавие, иллюстрации);
- определять тему чтения и жанр;
- пользоваться оглавлением;
- определять тему творчества писателя по его книгам;
- находить информацию о личности и творчестве писателя с помощью предисловий и послесловий к его книгам, справочной литературы, ЭСО;
- составлять книжную выставку по теме, указанной учителем;
- самостоятельно знакомиться с детским журналом и газетой с помощью просмотрового чтения;
- пользоваться словарями, книгами-справочниками.
Список произведений для внеклассного чтения является расширенным и примерным. Он носит рекомендательный характер.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)