пятница, 15 февраля 2019 г.

Составной частью учебного предмета «Русская литература» является внеклассное чтение. Внеклассное чтение на I ступени общего среднего образования является обязательной частью подготовки к самостоятельной читательской деятельности.
Цель внеклассного чтения - познакомить учащихся с книгами из доступного им круга чтения; сформировать интерес к книгам, желание и умение их выбирать и читать; научить работать с книгой.
Программа предусматривает знакомство с детскими книгами русских и зарубежных писателей, детскими периодическими изданиями (газетами, журналами), научно-художественной и научно-познавательной литературой, детской справочной литературой (книги-справочники, детские энциклопедии, словари). Учащиеся овладевают знаниями об элементах книги, которые позволяют читателю ориентироваться в любой книге и группе книг (заглавие, фамилия автора, иллюстрации, содержание или оглавление, предисловие или введение, послесловие об авторе), о средствах ориентации в мире книг (книжная выставка, плакат, рекомендательный список, рекомендательный указатель, картотека, электронный каталог), газетах и журналах как периодических изданиях; культуре и гигиене чтения. Учащиеся приобретают умения самостоятельно выбирать книги по предложенной теме, пользоваться ориентировочным аппаратом книги, видами библиотечно-библиографической помощи (с привлечением библиотекаря).
Основной формой работы с детской книгой являются уроки внеклассного чтения и самостоятельное домашнее чтение.
Для успешной самостоятельной работы с книгой необходимо, начиная со II класса, научить учащихся пользоваться сначала классной, а затем библиотекой учреждения образования или районной детской библиотекой, где книги расставлены по авторской принадлежности, где имеются тематические и авторские книжные выставки, которыми учащиеся могут пользоваться при подготовке к урокам внеклассного чтения.
Формирование самостоятельной читательской деятельности осуществляется посредством включения учащихся в различные виды деятельности.
Учащиеся учатся:
- выбирать книги на определенную тему, пользуясь видами библиотечно-библиографической помощи: книжной выставкой, рекомендательным списком, открытым доступом к книжным полкам (самостоятельно и с помощью библиотекаря);
- ориентироваться в книгах одного автора или книгах разных авторов с учетом следующих показателей: фамилия автора, заглавие, иллюстрация на обложке и в книге, титульный лист, содержание, предисловие или введение, послесловие, аннотация (если они имеются);
- воспроизводить содержание самостоятельно прочитанной книги, выражать оценочные суждения о поведении и поступках героев, определять личностное отношение к событиям, поступкам, героям;
- работать с детской справочной литературой (книгой-справочником, детской энциклопедией, толковым словарем) в читальном зале библиотеки, дома;
- рассматривать и читать детские журналы и газеты с помощью просмотрового чтения в читальном зале библиотеки.
Учащиеся знакомятся с правилами работы в читальном зале библиотеки.
Овладевают терминами титульный лист, предисловие или введение, послесловие об авторе, оглавление, номер журнала, год издания журнала, экземпляр.
Учащиеся учатся:
- находить в библиотеке книги по заданной теме, пользуясь рекомендательными указателями, тематическими книжными выставками или открытым доступом к книжным полкам;
- выбирать книгу в соответствии с поставленной целью;
- самостоятельно знакомиться с книгой по ее внешним показателям (фамилия автора, заглавие, иллюстрации);
- определять тему чтения и жанр;
- пользоваться оглавлением;
- определять тему творчества писателя по его книгам;
- находить информацию о личности и творчестве писателя с помощью предисловий и послесловий к его книгам, справочной  литературы, ЭСО;
- составлять книжную выставку по теме, указанной учителем;
- самостоятельно знакомиться с детским журналом и газетой с помощью просмотрового чтения;
- пользоваться словарями, книгами-справочниками.
Список произведений для внеклассного чтения является расширенным и примерным. Он носит рекомендательный характер.

Комментариев нет:

Отправить комментарий